Из Москвы
Из Москвы
Прислал Алексей Л.
Фотографии клейма кирпичей из которых выложена стена Большого
театра в Москве.
Клеймо КАЭ получается ~1825 года если стену не перекладывали.
Фотографии клейма кирпичей из которых выложена стена Большого
театра в Москве.
Клеймо КАЭ получается ~1825 года если стену не перекладывали.
Александр
http://www.oldbricks.info
http://www.oldbricks.info
Re: Из Москвы
Еще клеймо из Большого театра
КИТ - способ маркировки такойже как и КАЭ
КИТ - способ маркировки такойже как и КАЭ
Александр
http://www.oldbricks.info
http://www.oldbricks.info
-
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 22 авг 2008 09:16
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Из Москвы
А по-моему это "КАЗ".nels писал(а):Прислал Алексей Л.
Клеймо КАЭ получается ~1825 года если стену не перекладывали.
Владимир Смирнов
Re: Из Москвы
Да, клеймо, конечно же, KA3.
Что касается аббревиатурных тычковых клейм,
то мне в Москве встречались следующие виды:
БАИ / БЖ / КИТ / МК / ФИ / ФШ
КИТ - завод Китайцевых.
Вот информативная выдержка из книги Игоря Киселёва
"Клейма. Кирпичи. Кладки. Датировки":
Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться.
Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уж редко.
Завод Китайцевых, например, в 1830-х годах выпускал кирпич с клеймом "ЯК" (одно из самых
распространненных клейм этого десятилетия), которое к середине XIX века сменилось буквами "КИТ".
Встречаются и весьма устойчивые во времени клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом "БАИ", буквально наводняли рынок в течение сорока лет (1840—70-е гг).
Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную, либо квадратную форму.
Иногда встречаются и круглые клейма, например, "АС" и "ВЛ" или круглые анималистические клейма XIV века. Возможно применение клейм одинакового содержания в разные периоды.
Так, одно из самых распространенных клейм 1830-х годов "ФИ" вновь возникает в постройках 1860-х годов.
Это не вторичное использование, в начертании клейм разных периодов есть существенное различие:
буквы клейма 1860-х годов — с острыми подсечками.
Что касается аббревиатурных тычковых клейм,
то мне в Москве встречались следующие виды:
БАИ / БЖ / КИТ / МК / ФИ / ФШ
КИТ - завод Китайцевых.
Вот информативная выдержка из книги Игоря Киселёва
"Клейма. Кирпичи. Кладки. Датировки":
Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться.
Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уж редко.
Завод Китайцевых, например, в 1830-х годах выпускал кирпич с клеймом "ЯК" (одно из самых
распространненных клейм этого десятилетия), которое к середине XIX века сменилось буквами "КИТ".
Встречаются и весьма устойчивые во времени клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом "БАИ", буквально наводняли рынок в течение сорока лет (1840—70-е гг).
Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную, либо квадратную форму.
Иногда встречаются и круглые клейма, например, "АС" и "ВЛ" или круглые анималистические клейма XIV века. Возможно применение клейм одинакового содержания в разные периоды.
Так, одно из самых распространенных клейм 1830-х годов "ФИ" вновь возникает в постройках 1860-х годов.
Это не вторичное использование, в начертании клейм разных периодов есть существенное различие:
буквы клейма 1860-х годов — с острыми подсечками.
Re: Из Москвы
Еще раз призываю присмотрется к задней части буквы Э,
и на радиусы закругления верхней и нижней половинки.
и на радиусы закругления верхней и нижней половинки.
Александр
http://www.oldbricks.info
http://www.oldbricks.info
Re: Из Москвы
Следующие клейма были присланы James-ом из США.
Они бывает в России так как у его жены русские корни и имеются родственники.
Сам James профессиональный археолог и в круг его интересов входит изучение
кирпичного производства в своем родном штате до времен Второй мировой.
Будучи в Москве естественно не мог пройти мимо клейм.
Одно из них перекликается с постом выше.
Единственное "но" - снимки разноразмерные и небольшого разрешения.
Они бывает в России так как у его жены русские корни и имеются родственники.
Сам James профессиональный археолог и в круг его интересов входит изучение
кирпичного производства в своем родном штате до времен Второй мировой.
Будучи в Москве естественно не мог пройти мимо клейм.
Одно из них перекликается с постом выше.
Единственное "но" - снимки разноразмерные и небольшого разрешения.
- Вложения
Александр
http://www.oldbricks.info
http://www.oldbricks.info
-
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 22 авг 2008 09:16
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Из Москвы
Комментарий к файлу: В.К.ШАПОШНИКОВЪ, М.В. ЧЕ....(далее нечетабельно)
Очевидно М.В.ЧЕЛНОКОВЪ
(завод Шапошникова и Михаила Васильевича Челнокова)
Очевидно М.В.ЧЕЛНОКОВЪ
(завод Шапошникова и Михаила Васильевича Челнокова)
Владимир Смирнов
Re: Из Москвы
Не спорю, очень похоже на КАЭ,
однако в подробнейшей описи московских клейм из той же книги Киселёва
встречается только КА3. Потому, скорее всего последняя литера "3", а внешнюю
схожесть с "Э" можно приписать архаичности стиля начертания шрифта.
Из присланных фотографий американца:
"В I" - судя по классификации Киселёва - довольно древнее клеймо, датируемое 1760-ми годами.
Клейма в круге и квадрате ещё древнее - это анималистические клейма 1650 - 1680 годов.
Встречаются достаточно условные и архаичные изображения либо двуглавого орла, либо единорога.
"ЛМ" - возможно конец XVIII в.
"Шапошниковъ / Челноковъ" - после 1890 г. (встречаются три разновидности написания)
Кроме того существует также ложковое клеймение "ЧЕЛНОКОВЪ" - вероятно, до объединения
с В.К. Шапошниковым (до 1890 г.)
Такие клейма встречал в районе Цветного бульвара, а также в офисе Яндекса в здании бывшей
ткацкой фабрики Филиппова:
http://company.yandex.ru/about/dom.xml
однако в подробнейшей описи московских клейм из той же книги Киселёва
встречается только КА3. Потому, скорее всего последняя литера "3", а внешнюю
схожесть с "Э" можно приписать архаичности стиля начертания шрифта.
Из присланных фотографий американца:
"В I" - судя по классификации Киселёва - довольно древнее клеймо, датируемое 1760-ми годами.
Клейма в круге и квадрате ещё древнее - это анималистические клейма 1650 - 1680 годов.
Встречаются достаточно условные и архаичные изображения либо двуглавого орла, либо единорога.
"ЛМ" - возможно конец XVIII в.
"Шапошниковъ / Челноковъ" - после 1890 г. (встречаются три разновидности написания)
Кроме того существует также ложковое клеймение "ЧЕЛНОКОВЪ" - вероятно, до объединения
с В.К. Шапошниковым (до 1890 г.)
Такие клейма встречал в районе Цветного бульвара, а также в офисе Яндекса в здании бывшей
ткацкой фабрики Филиппова:
http://company.yandex.ru/about/dom.xml
Re: Из Москвы
Может и так... но вот у буквы К вычурно нижняя нога сделана с загибом,604 писал(а):Не спорю, очень похоже на КАЭ,
однако в подробнейшей описи московских клейм из той же книги Киселёва
встречается только КА3. Потому, скорее всего последняя литера "3", а внешнюю
схожесть с "Э" можно приписать архаичности стиля начертания шрифта.
т.е. люди старались когда клеймо делали, зачем упростили себе работу над З.
И тогда вопрос как же выглядела в том шрифте буква Э ?
Тем паче появилась она в середине 17 века, официально в алфавите с 1708 года.
Александр
http://www.oldbricks.info
http://www.oldbricks.info
Re: Из Москвы
Так в том-то и дело, что изготавливая литеру "3" (похожую для современных человеков на "Э"),
мастер в этом процессе вряд ли задумывался как бы выглядела "Э", так как такой задачи для него
в этот момент не стояло.
Вот если бы в "тех. задании" была потребность изготовить и "3" и "Э" в одном клейме, тогда бы мастер
и задумался бы, как в начертании отделить одну литеру от другой.
Для лапидарных "шрифтов" того времени - это вполне обыденное явление,
т.к. четких законов построения букв в семействе таких условно говоря "технических шрифтов"
тогда ещё не существовало.
Распространённый пример двоякого считывания старинных начертаний - это весьма скользская грань
между, например, "Н" и "N", или "П" и "Л"
мастер в этом процессе вряд ли задумывался как бы выглядела "Э", так как такой задачи для него
в этот момент не стояло.
Вот если бы в "тех. задании" была потребность изготовить и "3" и "Э" в одном клейме, тогда бы мастер
и задумался бы, как в начертании отделить одну литеру от другой.
Для лапидарных "шрифтов" того времени - это вполне обыденное явление,
т.к. четких законов построения букв в семействе таких условно говоря "технических шрифтов"
тогда ещё не существовало.
Распространённый пример двоякого считывания старинных начертаний - это весьма скользская грань
между, например, "Н" и "N", или "П" и "Л"